Ученые заставили время повернуться вспять в квантовом компьютере

Международная группа ученых в рамках нового исследования обнаружила способы «путешествия в прошлое». Авторы проекта на долю секунды обошли второй закон термодинамики и повернули время вспять в квантовом компьютере.
По словам ученого Гордея Лесовика из МФТИ в Долгопрудном, эксперимент оказался первым из всей серии, посвященной возможности нарушений второго закона термодинамики. Последний тесно связан с различием между прошедшим и ненаступившим. Согласно теории, время осуществляет движение только в одном направлении, поэтому «отмотать» его невозможно. Многие научные сотрудники считают это правило управляющим жизнью Вселенной на всевозможных уровнях. Авторы проекта создали состояние системы, развивающейся в обратную сторону.

Ученые обнаружили возможность нарушить правило. Несколько лет назад специалисты создали аналог «демона Максвелла», производящего сортировку медленных и быстрых молекул. Авторы проекта использовали уравнение Шредингера, чтобы оценить нахождение частицы в определенный момент времени. Электрон попал в прошлое: он вернулся в состояние, в котором пребывал всего пару мгновений назад. Время способно «перемотаться» на 0,06 наносекунды.